История британской марки Mini Cooper

Бренд Мини Купер чего только не пережил. И взлёты и падения, и смену владельца и изменение варианта написания названия бренда. Неизменным осталось только одно — чрезвычайное обаяние британских автомобилей.

В 1959 году в Английском городке Лонгбрижд только и разговоров было, что о новом автомобиле. Такой миниатюрный, а умещает в себя четырёх пассажиров. Революционная конструкция позволила автомобильному инженеру Алеку Иссигонису совместить приличное внутреннее пространство с малогабаритными внешними размерами.

Результат превзошёл ожидания — Morris Mini-Minor (на других рынках он продавался под именем Austin Seven) произвёл фурор на автомобильном рынке.

Предполагал ли Леонард Лорд, глава корпорации BMC (British Motor Corporation), поручивший в 1957 году Иссигонису создание нового типа миниатюрного авто, подобный успех? Возможно. Но до того он руководствовался не догадками, а чёткой целью — построить компактную машину, обладающую тремя главными свойствами — двигателем BMC, четырьмя полноценными пассажирскими местами и меньшими габаритами, чем у выпускаемых в то время моделей BMC.

На выполнение задачи конструктору Алеку Иссигонису понадобилось всего семь месяцев. Уже в июле 1958 года он пригласил Леонарда Лорда на испытательный трек опробовать две опытные модели. «Мы объехали территорию предприятия, и я гнал, как сумасшедший, вспоминал потом Иссигонис — Лорд , конечно, пришёл в ужас, но остался очень доволен тем, как машина держится на дороге. Мы остановились возле офиса. Он вышел из машины и сказал «Делай её».

Леонард, предвкушавший успех, дал конструктору ровно год, чтобы тот наладил серийное производство этой модели. Чтобы уложиться в сроки, да ещё и не выйти за рамки бюджета, Алеку и его команде пришлось работать по принципу — «чем проще, тем быстрее и дешевле». Так, в подвеске было решено использовать не пружины, а «резинки», в кузове вместо скрытых внутренних швов — внешние. Кстати, последнее, в итоге, переросло в отличительную черту классических Mini.

История британской марки Mini Cooper | Rock Auto Club
В августе 1959 года первые Mini сошли-таки с конвейера. Причём восхищённой публике представили сразу две модели — Morris Mini-Minor и Austin Seven. Автомобили были почти идентичны (оба оснащены 4-цилиндровым двигателем Austin объёмом 0,8 литра и мощностью 34 л.с.) и отличались лишь решёткой радиатора, колпаками колёс, да цветом кузова. Двойная премьера была связана с широким спектром рыночных брендов, предлагаемых корпорацией British Motor Corporation.

Конечно, основной темой, обсуждаемой потребителями, стала конструкция Morris Mini-Minor — как такой маленький автомобиль может быть таким вместительным?! Здесь надо отдать должное Иссигонису, который догадался расположить двигатель поперёк автомобиля. А чтобы ещё больше увеличить пространство салона, поместил коробку передач под двигатель, частично интегрировав её в масляный картер.

Но даже это исключительное новаторство не могло гарантировать успеха Morris Mini-Minor на рынке. Поэтому производитель доверился проверенному способу.

Помочь модели взойти на автомобильный Олимп призвали… рекламу. Как и сейчас, так и в конце 50-х, именно реклама являлась двигателем прогресса. Алек Иссигонис как-то сказал: «На самом деле, люди не знают — чего они хотят. Моя работа — рассказать им об этом». Этот принцип стал основополагающим в рекламной кампании, которую развернула BMC в целях продвижения Mini.

Одновременно с Morris Mini-Minor и Austin Seven производитель выпустил две яркие рекламные брошюры, рассказывающие и наглядно показывающие — чего же не достаёт современному автомобилисту. А не доставало ему, оказывается, максимального комфорта, облачённого в минимальный размер (в длину «Мини» достигал всего 3,05 метра) и имеющего ярлычок с более чем привлекательной ценой.

Ну а пока потенциальные покупатели раздумывали — действительно ли им всё это необходимо, неугомонный Лорд на пару с Иссигонисом уже строил планы по созданию новых компакт-мобилей. На сей раз ломать «стереотипы размеров» они собирались для грузопассажирских моделей.

Они пропагандировали ту же идею — компактность и вместительность малогабаритного автомобиля, и «козыряли» новой — большим багажным отсеком с дверями типа «Splitdoor» (доступ к грузу осуществлялся не поднятием задней двери вверх, а распахиванием двух створок в стороны). Так, в 1960 году был выпущен мини-фургон Mini Van. В 1961 году появились универсалы Morris Mini-Traveller и Austin Seven Countryman. А немного позже на рынке появился Mini Pick-Up — самый маленький пикап.

В 1961 году BMC представила ещё одну модель. Модель, ставшую впоследствии легендой…

У конструктора Алека Иссигониса помимо революционных идей в запасе имелись ещё и талантливые друзья. Чего стоил один Джон Купер — владелец Cooper Car Company и «инженерная звезда» гонок «Формулы-1»…

В 1964 году обаянию Mini поддался и Энцо Феррари. Получив от старого друга Алека Иссигониса в подарок классический «Мини», Энцо затем уже самостоятельно стал обладателем ещё двух «мини-британцев».

История Mini Cooper | Rock Auto Club
В этом же 1964 году Джон Леннон, ещё не имевший прав покупает Mini для своей тогдашней жены Синтии Пауэлл. Ну а впоследствии практически все участники легендарной ливерпульской группы The Beatles стали владельцами этого замечательного автомобиля.